В настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но необходимо выделить среди них основные:
- наследственный фактор;
- органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве,
а также сочетание с эпилепсией;
- перенесенные заболевания;
- неблагоприятные условия воспитания и окружения;
- психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнкот семьи в связи с его помещением в больницу, приют ит.п. при лишении родителей родительских прав.
Детский аутизм имеет свои основные особенности:
- отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;
- характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта « глаза в глаза»;
- ребёнок не откликается на имя при сохраненном слухе;
- отмечается расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;
- ребёнок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету;
- ребёнок не обращается за помощью;
- использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);
- совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);
- совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери);
- не пытается играть в сюжетно- ролевые игры ( не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);
- дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.
Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:
- неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;
- использование периферического зрения;
- привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);
- ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;
- недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;
- склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;
- такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают очень разнообразные варианты проявления этого заболевания, поэтому, как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин « расстройства аутистического спектра – РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств.
В последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако, родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех.